Translate

Поиск по сайту

понедельник, 10 января 2022 г.

Как показала новая выставка, каракули могут быть мощной формой творческого самовыражения




Для королевы Виктории это были ослы. Для Уинстона 
Черчилля это были
самолеты. Для Леонардо да Винчи это было все, от грубых рисунков до первых работ по его новаторским законам трения.

                        

На протяжении всей истории люди - будь то члены королевской семьи или скучающий офисный работник - рисовали.

Обычно относящийся к полям блокнотов или обратной стороне конвертов, каракули часто считаются чем-то беспорядочным, одноразовым и необдуманным. Если жизнь - это то, что происходит, когда вы строите свои планы, то каракули - это результат того, что ваш разум находится где-то еще  телефонный звонок, встреча, мечта. Тем не менее, в этих каракулях - будь то формы, животные, линии, имена - может быть что-то мощное,  что они раскрывают и как они позволяют нам выражать наше творчество. Вот почему новый арт-проект убирает дудлы с полей блокнотов и помещает их в центр внимания.


 Оскар Мурильо, объединил 40 000 полотен, которые были помечены, нацарапаны и нарисованы более чем у 100 000 детей со всего мира. С 2013 года Мурильо отправил чистые холсты в более чем 300 школ более чем 30 стран. Цель состояла в том, чтобы уловить «сознательную и бессознательную энергию молодых умов в их наиболее поглощающей, оптимистичной и противоречивой форме», и результаты в настоящее время впервые полностью демонстрируются в бывшей школе Мурильо в   Лондоне. «Чистый холст похож на записывающее устройство», - говорит он BBC Culture. «Вы оставляете это там минимум на шесть месяцев, а затем просто позволяете человеку взаимодействовать с холстом, как он того сам пожелает. Они мои сотрудники, эти почти 100 000 детей».





Фрагмент холста из книги Frequencies, нарисованный студентами из Тоёхаси, Япония, 2016 г. (Источник: Оскар Мурильо и Фонд Frequencies / Фото: Тим Боудич и Рейнис Лисманис)



В словаре каракулей определяют как «бесцельный или случайный набросок, рисунок или эскиз» или «второстепенное произведение». Тем не менее, эти «случайные каракули» - это то, что люди делали на протяжении тысяч лет - по крайней мере, 73000 и фактически, с первым человеческим рисунком, который, как полагают, был сделан цветным карандашом каменного века в южноафриканской пещере. Голландский ученый Эрик Кваккель изучил некоторые из старейших рисунков на бумаге, обнаружив комические лица, карикатуры и геометрические формы на полях средневековых рукописей. «Нарисованные волнистые линии и мини-рисунки часто встречаются в средневековых книгах, в основном на полях или на форзацах», - пишет он.

«Все, что люди делали с древних времен, происходило что-то мощное», - говорит Суннит Браун, автор книги «Doodle Revolution» . «Такое поведение универсально, оно характерно для разных культур и экономических групп. Это похоже на дыхание, пение или танцы, и оно естественно для людей».

У каждого есть свой фирменный рисунок - рисунок, который просачивается из нас, когда мы не замечаем

Каракули были предназначены для уменьшения  стресса , улучшить воспоминания и чувствовать себя могучим . «У рисования есть это освобождающее качество для многих», - говорит Браун. «Это спонтанный акт, когда ты просто позволяешь себе быть тем, кто ты есть». Но, возможно, одна из его самых важных функций - это способ раскрыть бессознательное творчество. «Вы не предписываете результат и не стремитесь к цели, вы просто позволяете и приглашаете разум переключиться на другую модальность, и это очень приятное место для получения доступной бессознательной информации».



Рисунки ослов королевой Викторией из книги Scrawl: An A to Z of Famous Doodles в 2019 году (Источник: Риццоли)

Она говорит, что у каждого есть свой фирменный рисунок - рисунок, который просачивается из нас, когда мы не замечаем. Но рисование не всегда случается. Некоторые художники используют это как способ формирования идей, как, например, архитектор Фрэнк Гери, чьи неуклюжие надписи положили начало идеям для его зданий.

Рисование может позволить мыслям и мечтам ускользнуть из нашего подсознания в нашу руку через ручку, что может удивить нас и раскрыть нам что-то о нас - Джон Бургерман

Художник из Нью-Йорка, родившийся в Британии, Джон Бургерман построил успешную карьеру на рисовании, его работы появляются повсюду, от чехлов для телефонов до стен и внутри Белого дома. «Я беззастенчиво занимаюсь рисованием», - говорит он, утверждая, что рисование может быть противоядием от широко распространенной идеи перфекционизма. «Мы достигаем возраста, когда мы изучаем искусство и создаем искусство, когда мы чувствуем, что то, что мы рисуем, должно на что-то напоминать, что есть правильное и неправильное в результатах, которые мы создаем», - говорит он. «И дудлинг действительно ускоряет процесс. Не имеет большого значения, каков конечный результат. Многие дудлы беспорядочные, беспорядочные и беспорядочные, и это нормально, потому что процесс его создания, возможно, более важен, чем результат».


Британский художник Джон Бургерман отмечает в своей работе дудлинг (Фото: Джон Бургерман)
Он также видит в рисовании способ обойти склонность нашего мозга к самоутверждению, выпуская мысли, которые в противном случае мы могли бы слишком стесняться раскрывать. "Рисование может позволить мыслям и мечтам проскользнуть из нашего подсознания  по руке,  через ручку на бумагу, что может удивить нас, порадовать нас и раскрыть информацию о нас самих себе. Есть много скрытых тайн и секретов в каракулях ".


Эти скрытые тайны были одной из причин, по которой покойный торговец автографами и артефактами Дэвид Шульсон собирал рисунки известных фигур, собрав внушительную частную коллекцию за несколько десятилетий. «Он думал, что они слишком уникальны и слишком особенные, чтобы их продавать», - говорит его сын Тодд Штраус-Шульсон. «Для него они были бесценными, как окно в душу человека».

Его коллекция, включающая каракули президентов, художников, изобретателей, писателей и членов королевской семьи, оставалась частной в течение многих лет, пока его жена и двое детей не опубликовали в 2019 году подборку своих фаворитов в своей книге . Было приятно работать с дудлами », - говорит Штраус-Шульсон.




В каракуле артиста Жозефины Бейкер даже фигурки из палочек имеет цель (Источник: Риццоли)


Эти личные каракули никогда не предназначались для аудитории, они позволяют мельком увидеть страсти, заботы и отвлечения людей, стоящих за ними. Рисунки в книге включают эскиз Спитфайра Уинстона Черчилля, рисунки ослов молодой королевы Виктории, эротические каракули Федерико Феллини и Теннесси Уильямса, наброски автопортретов Джона Ле Карра и Чарли Чаплина, а также интимные офорты частей тела  Марлон Брандо.

Некоторые рисунки показывают раннюю творческую искру или вдохновение, лежавшее в основе более поздних проектов, например, письмо, отправленное Эдвардом Хоппером из Кейп-Кода с нацарапанным на дне маяком, первый грубый набросок логотипа Красного Креста его основательницей Кларой Бартон и ранняя версия Пеппи Длинный чулок - Астрид Линдгрен. Другие показывают более светлую и глупую сторону хорошо известных фигур. «Вы видите этих людей, которые кажутся вам такими серьезными, как Уинстон Черчилль, а затем вы смотрите на каракули, бессознательные каракули, и они довольно детские и игривые», - говорит Штраус-Шульсон. «В этом есть что-то более человечное и нежное». Хотя в книге представлены каракули хорошо известных лиц, он говорит, что они призвана показать, что художественной иерархии не существует. " Это предполагает, что у всех есть импульс творить. Вы видите самые знаменитые  имена и их  рисунки 20-го века  они такии же, как и ваши ».


Президент США Дуайт Эйзенхауэр нарисовал заметки о встрече 1958 года (Фото: Риццоли)


Мурильо не рисовал на партах в детстве - в католической школе, в которой он учился, этого  не было, говорит он. Но после переезда в Великобританию из Колумбии в возрасте 10 лет рисование было, по его словам, «актом терапии». Часы, проведенные дома за рисованием натюрмортов, подтолкнули его к новому образу жизни в Великобритании - он проводил в основном в помещении, а не на улицах, реках и горах Колумбии. «Я бы просто провел весь день и вечер, слушая пиратское радио и делая эти рисунки», - говорит он. «Мне грустно, что у меня нет уже этих рисунков, они были очень важны - для меня».

Для Мурильо идея рисования «намекает на свободу, на простоту, на радикальность». По его словам,  свобода становится намного труднее, когда мы покидаем детство. «Идея« мой ребенок может это сделать », знаете ли, на самом деле это потрясающий комплимент, потому что именно мы, взрослые, потеряли способность иметь эту свободу и просто отключаемся и рисуем».





Мурильо получил премию Тернера в 2019 году за работу, посвященную вопросам миграции, сообщества и торговли (Фото: Оскар Мурильо и Дэвид Цвирнер / Фото: Джулиан Вальдеррама)


Проект Frequencies продолжается и дальше, и создается огромный каталог, в котором записаны жизни и опыт молодых людей со всего мира. «Я хочу, чтобы архив был полезным», - говорит он. Кажется, что даже в эпоху цифровых технологий скромный рисунок будет продолжать играть свою роль, помогая нам записывать и понимать человеческое поведение. Неплохо для бесцельной каракули ,правда? ...

источник https://www.bbc.com/

ЕЩЕ ТЕМЫ

Комментариев нет: